План конспект по обслуживания ходовой части. Ремонт ходовой части автомобиля

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Урок №51

Тема: «ТО и ТР ходовой части»

В результате перегрузки и неосторожной езды рама ав­томобиля может деформироваться, могут появиться трещи­ны и расшататься заклепки. К основным неисправностям пе­редней и задней осей относятся:

· погнутость передней оси;

· износ шкворней и шкворневых втулок;

· неправильная регулировка или износ подшипников;

· поломка подшипников и разработка посадочных мест;

· срыв резьбы шпилек полуосей.

В результате длительной работы листы рессоры час­тично теряют упругость, изнашиваются пальцы и втулки, ломаются листы рессор. Движение автомобиля с поломан­ной рессорой приводит к перекосу моста и затруднению управления. В амортизаторах изнашиваются сальники, шаровые соединения, клапаны и пружины. В результате работа амортизатора резко ухудшается. При неосторож­ной езде в колесах могут быть погнуты диски. При незатянутых шпильках и гайках колес отверстия дисков под шпильки крепления изнашиваются и диски приходят негодность.

Основные работы по ТО ходовой части

ЕО. Проверить путем осмотра состояние рамы рес­сор, подрессорников, амортизаторов, колес.
ТО-1. Проверить (и если нужно отрегулировать) подшипники ступиц колес; проверить (и если нужно за­крепить) стремянки, пальцы рессор и шкворни поворотных цапф. Проверить состояние передней подвески автомобиля.

ТО-2. Проверить путем осмотра состояние балки переднего моста. Проверить (и если нужно отрегулировать) схождение передних колес. При интенсивном износе шин проверить углы наклона шкворней угол поворота средних колес. Проверить, нет ли перекоса переднего и заднего мостов (визуально) Проверить состояние рамы и буксирного устройства состояние рессор, закрепить хомутики рессор стре­мянки, пальцы рессор. Проверить состояние амор­тизаторов, дисков и ободьев колес. Смазать (по гра­фику смазки) шкворни поворотных цапф и пальцы рессор. Снять ступицы, промыть, проверить состо­яние подшипников и, заменив смазку, отрегулиро­вать подшипники колес.



Регулировка подшипников передних колес осуществля­ется в следующей последовательности: поднимали устанавливают на козлы переднюю ось; снимают колесо от­вертывают колпак; расшплинтовывают и отвертывают гайки; снимают ступицы; умывают и осматривают подшипники (при наличии трещин или значительного износа под­шипники заменяют), наполняют ступицу смазкой и уста­навливают на место; устанавливают шайбу и завертывают гайку до отказа, а затем отвертывают на 1/8 оборота. Коле­со должно вращаться свободно, без заедания и не иметь люфта. После проверки гайку шплинтуют и завертывают колпак.

Регулировка подшипников задних колес осуществляется в той же последовательности за исключением того, что вме­сто колпака нужно отвернуть гайки шпилек полуосей и вы­нуть полуоси, а вместо удаления шплинта нужно отвер­нуть контргайку и вынуть стопорную шайбу.

Схождение колес проверяют при помощи линейки или на стенде. Для проверки схождения колес линейкой авто­мобиль устанавливают на осмотровую канаву так, чтобы положение колес соответствовало движению по прямой. Ли­нейкой замеряют расстояние между шинами или ободьями колес сзади передней оси; линейку размещают ниже оси колес и отмечают мелом точки касания. Затем автомобиль перекатывают так, чтобы точки, отмеченные мелом, уста­новились на той же высоте спереди оси, и опять произво­дят измерения. Цифра, указывающая разницу между пер­вым и вторым замерами, и характеризует величину схож­дения колес.

Ремонт узлов ходовой части автомобиля

Дефектами балки переднего моста являются ее изгиб и скручивание. Изнашиваются площадки под рессоры; бобыш­ки и отверстия под шкворень, под стопор шкворня и стре­мянки крепления; под центрирующие выступы рессор. При наличии трещин и отколов балку бракуют. На изгиб и скручивание ее проверяют на стенде. Там же балки правят в хо­лодном состоянии. При невозможности устранения изгиба и скручивания балку бракуют.

Площадки под рессоры (как базовые поверхности) вос­станавливают в первую очередь. Изношенные торцы бобы­шек под шкворень фрезеруют на станке, на нем растачивают и отверстия под шкворень. Изношенные отверстия балки растачивают и запрессовывают в них ремонтные втулки с последующим развертыванием до размеров по рабочим чер­тежам.

Поворотные цапфы при наличии обломов и трещин бра­куют. Скрытые трещины выявляют на магнитных дефек­тоскопах. Износ конусных отверстий под рычаги определя­ют конусным калибром и устраняют конусной разверткой. Поврежденные резьбы наплавляют под слоем флюса или вибродуговой наплавкой. Затем нарезают резьбу в соответ­ствии с рабочими чертежами. Шейки под подшипники и кольцо под сальник ступицы восстанавливают хромирова­нием, а при большом износе - железнением с последую­щим шлифованием до рабочего размера.

Сборку переднего моста выполняют в соответствии с общими правилами сборочных работ, обратив особое вни­мание на проведение смазочных и регулировочных работ. Для регулировки углов поворота и схождения колес балку с поворотными цапфами устанавливают на специальный стенд. Предельные углы поворота колес устанавливают при помощи упоров, предусмотренных в рычагах поворотных цапф. Регулировку схождения колес осуществляют вра­щением поперечной рулевой тяги. После регулировки за­тягивают болты крепления головок поперечной рулевой тяги.

Дефектами рам являются: усталостные трещины в зоне крепления кронштейнов; ослабление заклепочных соединений; обрыв заклепок, износ отверстий под заклепки; тре­щины в продольных балках, поперечинах и раскосах; изгиб и скручивание. Рамы без полной их разборки ремонтируют при ослаблении не более одной заклепки в каждом сопря­жении, а также при местных небольших изгибах полок. В остальных случаях ремонт выполняют с полной разборкой рам. Правку палок и поперечин осуществляют в холодном состоянии, устраняя прогиб. Для этого используют пресс, оправки и приспособления. Для контроля применяет про­верочные линейки и шаблоны. При восстановлении дета­лей рамы: заваривают трещины, вырезают поврежденные части и приваривают дополнительные ремонтные детали. Приварку всех дополнительных ремонтных деталей после вырезки поврежденной части выполняют только встык. Сборку продольных балок рамы с поперечными брусьями для получения необходимой точности выполняют в специ­альных кондукторах. Для проверки перекоса контрольны­ми линейками измеряют диагонали между крайними от­верстиями в верхних полках швеллеров. Эти расстояния должны быть равны. Для клепки рам применяют стацио­нарные и переносные установки. Качество поставленных заклепок проверяют остукиванием, осмотром и проверкой размеров головки шаблонами.

При наличии дефектов рессор или уменьшения стре­лы прогиба их разбирают. Детали с обломами и трещина­ми, а также изношенные по толщине листы заменяют новыми. Листы, потерявшие упругость, отжигают, гнут, закаливают в ванне с приспособлением для гибки, отпус­кают и по вогнутой стороне обрабатывают дробью. Износ отверстия во втулке устраняют ее заменой с последующей разверткой до размера по рабочему чертежу. Перед сбор­кой листы промазывают графитовым смазочным матери­алом. Собранные рессоры испытывают на стенде путем измерения стрелы прогиба под нагрузкой и в свободном состоянии.

Амортизаторы могут иметь износы сальников, шарнир­ных соединений, клапанов и пружин. Изношенные детали амортизатора, а также детали с трещинами и задирами за­меняют новыми. Сборку амортизатора проводят в последо­вательности, обратной разборке. Собранный амортизатор проверяют на бесшумность работы и развиваемое сопротив­ление на специальной установке. Во время испытаний не допускают подтекания жидкости.

Гидравлические сопротивления амортизаторов, необходимые для гашения колебаний, обеспечены регулировкой клапанов на заводе. Производить какие-либо дополнительные регулировочные работы не следует.

В процессе эксплуатации нужно периодически проверять исправность амортизаторов. После переезда через неровность дороги колебания автомобиля должны быстро гаситься. Длительное раскачивание автомобиля указывает на неисправность амортизаторов. В этом случае их следует снять, разобрать и отремонтировать

При установке резиновых сальников штока их внутренние поверхности, сопрягаемые со штоком, нужно промазать смазкой ЦИАТИМ-201 для предупреждения скрипа и уменьшения износа.

При разборке и сборке амортизатора нужно пользоваться специальным инструментом. При этой работе необходима особая аккуратность, так как попадание малейших частиц грязи в амортизатор вызывает нарушение его работы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ.

В процессе эксплуатации автомобиля происходят отказы элементов ходовой части, доля которых составляет около 15% от общего их количества.

В результате неисправностей изменяются углы уста-новки передних колес, и соответственно, затрудняется управление автомобилем, повышается из-нос шин, увеличивается расход топлива вследствие повышения сопротивления качению колес, увеличивается вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Для поддержания работоспособного состояния ходовой части ав-томобиля проводят визуальную ходовую диагностику и выполняют работы ТО и ТР.

Они включают проверку состояния шин и создание в них нормального внутреннего давления воздуха; периодический контроль и регулировку углов установки передних колес; проверку зазоров в подшипниках ступиц колес и шкворневых соединениях; проверку состояния рамы и подвески; проверку крепления и смазку деталей ходовой части.

.

Возможные неисправности ходовой части автомобиля и их причины.

Высокий уровень шума и стук при движении.

Причины:

1. Ослабление креплений деталей подвесок (амортизаторной стойки, амортизатора, стабилизатора поперечной устойчивости, растяжек, реактивных штанг, гаек крепления колес). Устраняется подтяжкой их креплений.

2. Изнашивание или разрушение резинометаллических шарниров, резиновых подушек, втулок и буферов. Вышедшие из строя детали заменяют.



3. Повреждение подшипников ступиц колес. Вышедшие из строя детали заменяют.




4. Изнашивание шаровых шарниров рычагов передних подвесок, неисправность амортизаторной стойки или амортизатора, осадка пружин, а также осадка или поломка рессор. Вышедшие из строя детали заменяют.



Подтекание жидкости из амортизаторной стойки или амортизатора, повышенное раскачивание кузова автомобиля при движении по неровной дороге.

Причины:

1. Неисправность амортизаторной стойки или амортизатора.

Крен к узова.

Причины:

1. Неравномерная осадка пружин или рессор подвесок, поломка листов рессор.




Увод автомобиля с прямолинейного движения.

Причины:

1. Неправильная регулировка подшипников ступиц колес;

2. Погнутость балки, поворотных рычагов;

3. Изнашивание посадочного места под шкворень, самих шкворней и их втулок, посадочных мест под подшипники поворотных цапф ;



4. Нарушение углов установки коле

с ;

5. Р азрушение одной из верхних опор телескопических стоек ;


6. Н еодинаковая упругость пружин подвески ;

7. Р азное давление или разное изнашивание шин ;

Повышенный нагрев дисков колес.

Причины:

1. Перетяжки или разрушение подшипников ступицы;

2 . Недостаток смазочного материала (при утечке через поврежденную уплотнительную манжету или несвоевременное техническое обслуживание) ;

3. Неисправность тормозного механизма (при заклинивании тормозных цилиндров) ;

Вибрация автомобиля при движении.

Причины:

1. Д еформация дисков колес, шин;

2. Нарушение балансировки колес;

3. П огнутость дисков;

4. Разрыв нитей металлокорда шин. При разрыве нитей металлокорда шин вибрация сильнее при движении автомобиля на небольшой скорости (виляние передка или задка кузова).

Диагностика ходовой части

Угол схождения колес больше всего влияет на скорость изнашивания шин.

При положительном значении угла схождения на обеих передних шинах возникает одностороннее пилообразное изнашивание по наружным дорожкам протектора.

При отрицательном угле схождения колес одностороннее пилообразное изнашивание возникает по внутренним дорожкам.


Угол развала колес влияет на скорость изнашивания шин. Возникает гладкое одностороннее изнашивание. Значительные отклонения угла развала колес, характерные для автомобилей с неразъемной передней балкой, требуют обязательной их корректировки, в противном случае будет большой износ шин.


Угол наклона шкворня в продольной плоскости влияет на изнашивание протектора, в том случае если он не равен углу наклона на другом колесе. В этом случае возникает одностороннее изнашивание одной шины. При этом на прямолинейном участке дороги автомобиль уводит в сторону. Для угла наклона шкворня в поперечной плоскости (оси поворотов) регулировка не предусмотрена. У легкового автомобиля с рычажной подвеской он изменяется одновременно с углом развала колес.

Соотношение углов поворотов колес влияет на изнашивание передних шин в тех случаях, когда автомобиль движется не по прямой, например в условиях большого города или на горных дорогах. Характерным признаком отклонения этого параметра является изнашивание одной крайней дорожки, что особенно заметно у шин с дорожным рисунком протектора.

Перекос заднего моста приводит к тому, что автомобиль располагается под углом к траектории движения. На задних шинах возникает одностороннее пилообразное изнашивание: по внутренним дорожкам протектора шин одной стороны автомобиля и по наружным — другой. Если причину неравномерного изнашивания не устранить сразу, то через 15—20 тыс. км пробега автомобиля протектор может быть изношен волнами по всей поверхности.

У грузовых автомобилей и автобусов предусмотрена регулировка только угла схождения колес, у легковых (в большинстве случаев) — углов развала колес, продольного наклона оси поворота, соотношения углов поворотов и углов схождения колес (данная последовательность обязательна).

Регулировка соотношения углов поворота обычно достигается обеспечением равенства линейных величин обеих рулевых тяг. Чтобы не изменялся угол схождения колес, одну тягу укорачивают, другую на такую же величину удлиняют.

Соотношение углов поворота не может быть постоянным значением, так как этот параметр связан с углом схождения колес. При регулировке необходимо добиться того, чтобы угол недоворота наружного (к центру поворота) колеса относительно внутреннего, повернутого на 20°, был равен углу недоворота другого колеса, когда оно станет наружным.

Регулировка угла схождения колес у грузовых автомобилей выполняется изменением длины поперечной рулевой тяги, у легковых с червячным рулевым механизмом — одной из двух боковых тяг, у легковых с реечным рулевым механизмом обязательна регулировка угла схождения каждого колеса отдельно от рулевой тяги. Нормативные значения угла установки колес (УУК) устанавливает завод-изготовитель автомобиля.

При движении заднеприводных автомобилей под действием сил дорожного сопротивления передние колеса расходятся, у переднеприводных в тяговом режиме, как правило, сходятся на величину существующих зазоров в рулевой трапеции. Колеса должны располагаться параллельно друг другу. Нормативное значение угла схождения колес не всегда обеспечивает это условие. Причина — в техническом состоянии автомобиля, особенно с независимой подвеской передних колес.

Регулировку угла схождения колес легковых автомобилей необходимо проводить при нагружении подвески, имитируя условия движения: усилие на передний мост 500—600 Н, разжимное усилие на передние колеса 400—500 Н, создаются специальной нагрузочной штангой при ее установке между боковинами передних шин на уровне центров колес. Угол схождения колес — 0 ± 5" (это положение колеса займут при движении автомобиля). Более точно величину разжимного усилия определяют по специальной номограмме, где учтены фактическое значение угла развала колес, наиболее часто используемая скорость движения автомобиля и другие факторы.

Стенды для проверки и регулировки управляемых колес.

Контроль и установку управляемых колес легковых автомобилей производят на специальных постах, на осмотровых канавах широкого типа, оснащенных подъемником для вывешивания мостов, или на четырехстоечных подъемниках с подъемными рамами колейного типа. В любом случае, они оснащены соответствующими контрольно-измерительными приборами и различными дополнительными приспособлениями.

Оборудование для измерения углов установки колес при диагностике переднего моста автомобиля делится на две группы:

стационарное — стенды

Переносное — приборы.

По принципу действия стенды подразделяются на механические, оптические, оптико-электрические и электрические, переносные приборы — на механические, жидкостные и оптико-электрические.

Наиболее простым прибором для измерения схождения передних колес является телескопическая линейка, раздвигающаяся под действием пружины.


При измерении схождения колес линейку устанавливают спереди колес так, чтобы наконечники упирались в покрышки около закраины обода, а концы цепочек касались пола. Затем передвигают шкалу линейки до совмещения нулевого деления с неподвижным указателем и фиксируют ее положение винтом. Автомобиль, перекатывают вперед, пока линейка не займет симметричное положение за передней осью. Величина перемещения шкалы относительно указателя определяет величину схождения колес, которая регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги.

На автомобилях с разрезной передней осью (с независимой передней подвеской) схождение колес регулируют, изменяя длину правой и левой рулевых тяг на одну и ту же величину одновременно, поскольку несимметричная трапеция вызывает интенсивное изнашивание протектора шин даже при правильной величине схождения колес.

Недостатком измерения схождения колес с помощью линейки является его малая точность из-за небольшой величины разности размеров при перекатывании автомобиля. Точность схождения колес зависит от точности шкалы линейки.

Точнее этот параметр определяется величиной угла схождения колес между диаметрами в горизонтальной плоскости. Схождение считается положительным, если расстояние между колесами спереди меньше, чем сзади. Величина угла схождения от 5 до 30°. Схождение колес сохраняется только в случае прямолинейного движения автомобиля. При повороте автомобиля управляемые колеса поворачиваются на различные углы, угол поворота внутреннего колеса всегда больше угла поворота наружного колеса.

Более точные результаты дает линейка, снабженная электрическим датчиком, показания которого фиксируются на шкале гальванометра.

Для оценки управляемости автомобиля необходимо знать соотношение углов поворота колес. Наибольшей величины угол расхождения колес достигает при больших значениях углов поворота колес, поэтому соотношение углов поворота колес чаще всего определяют при повороте одного из колес на угол, близкий к максимальному (20—25°).

Для измерения углов установки колес чаще всего используются стационарные стенды, где углы развала, схождения, продольного наклона шкворня и соотношение углов поворота колес измеряются оптическим методом, а угол поперечного наклона шкворня — по уровню.




Техническое обслуживание ходовой части автомобиля.

ЕО

Осматривают раму и другие узлы и детали ходовой части, проверяют состояние рессор и амортизаторов.

ТО-1

Проверяют зазоры рулевого колеса и рычагов, подшипников ступиц колес, состояние шкворневого соединения, крепление и шплинтовку гаек.

ТО-2

С учетом объема работ ТО-1 проверяют состояние рессор, пружин, амортизаторов, узлов балки передней оси, углы установки колес, дисбаланс колес, состояние и крепление карданного вала, крепежных соединений.

Проверка технического состояния подвески.

производится как при появлении признаков ее неисправности, так и для профилактики при очередном ТО автомобиля, так как от технического состояния подвески зависит безопасность движения.

Проверка состояния передней подвески заключается в осмотре ее элементов для обнаружения повреждений (деформаций, трещин, изнашивания), в подтяжке креплений ее элементов, определении состояния шаровых шарниров и верхних опор телескопических амортизаторных стоек, осадки пружин, амортизаторов (амортизаторных стоек) и выставления углов установки колес.

При усиленном нагреве колеса необходимо добавить в ступицу смазочного материала или заменить его, поменять изношенную уплотнительную манжету (частичная разборка ступицы), отрегулировать затяжку подшипников либо заменить вышедшие из строя подшипники (полная разборка ступицы).

Текущий ремонт подвески.

заключается в проверке ее технического состояния, разборке, замене или ремонте деталей, сборки и регулировки углов установки передних колес, как правило при этом ремонтируются амортизаторная стойка или амортизаторы, и перепрессовываются сайлент-блоки рычагов подвески.

Изменение углов развала и продольного наклона шкворня грузового автомобиля может быть вызвано деформацией балки.

Если балку невозможно выправить, ее заменяют на новую.

Внутреннюю полость ступицы после ремонта и при выполнении ТО-2 заполняют тугоплавкой смазкой.

Регулировку подшипников качения ступиц колес проводят при свободно вращающемся тормозном барабане (не должно быть касания тормозных колодок).

Передние мосты разбирают на специальных стендах или подставках.

Для выпрессовки шаровых пальцев, наружных и внутренних колец подшипников качения применяют съемники; для выпрессовки шкворней — переносные гидропрессы.

Деформацию балки переднего моста определяют с помощью различных приспособлений, шаблонов, линеек, угольников. Правят балки под прессом в холодном состоянии.

Изношенные шарниры рулевых тяг и втулки шкворня заменяют новыми: сначала запрессовывают одну новую втулку, вторая является базой для хвостовика развертки, которой обрабатывают новую втулку под требуемый диаметр. При запрессовке втулок требуется совместить смазочные отверстия. Обработанную поверхность очищают от стружки, смазывают.


При ежедневном техническом обслуживании путем внешнего осмотра необходимо проверять состояние рамы, рессор, подрессорников, амортизаторов, колес и шин.

Примерно через 1-2 тысячи км пробега в шинах проверяют

Давление воздуха шинным манометром и, если нужно, доводят его до нормы.

При первом техническом обслуживании проверяют и, если необходимо, регулируют состояние подшипников ступиц колес, стремянки, а также пальцы рессор и шкворни поворотных цапф. Кроме того, проверяют состояние передней подвески. При втором техническом обслуживании путем внешнего осмотра проверяют состояние балки переднего моста, а также схождение передних колес и при необходимости регулируют их. Сильный износ шин указывает на необходимость проверки углов наклона шкворней и углов поворота передних колес. Проверяют, нет ли перекоса переднего и заднего мостов; проверяют состояние рамы и буксирного устройства, состояние рессор; закрепляют хомутики рессор, стремянки, пальцы рессор; проверяют состояние амортизаторов, ободьев колес и дисков; смазывают шкворни поворотных цапф и пальцы рессор; снимают ступицы, промывают, проверяют состояние подшипников и после замены масла регулируют подшипники колес.

Через каждые 15 тысяч км следует проверять балансировку колес, состояние шаровых шарниров подвески, контролировать зазоры в ступицах передних колес и при необходимости добавляют в них смазку с разборкой ступиц и промывкой деталей . Через 30 тысяч км пробега необходимо проверить состояние стабилизатора поперечной устойчивости.

Заменять смазку и регулировать зазор в подшипниках ступиц колес нужно одновременно с проверкой резинометаллических шарниров рычагов подвески. Чтобы точно замерить зазор, необходим индикатор, однако наличие люфта в подшипниках ступиц передних колес можно определить и без него. Проверяемое ведомое колесо необходимо поднять на подъемнике или на домкрате. Для проверки зазора одну руку нужно положить сверху, а другую

Снизу на поднятое колесо. Прижать колесо снизу, а сверху покачать от себя и к себе, то есть в плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса. Колесо не должно свободно качаться. Но полная неподвижность колеса также говорит о неправильной регулировке или заклинивании подшипников.

Для проверки зазора в подшипниках ведущего колеса также следует вывесить колесо, затем выключи ть стояночный тормоз, включи ть первую или вторую передачу. Покачивая колесо вперед и назад по ходу движения автомобиля до ощутимого сопротивления проворачиванию, можно увидеть, нет ли большого расстояния между двумя его крайними положениями. При исправных подшипниках люфт должен быть небольшим.

Для регулировки подшипников передних колес необходимо поднять на подъемнике переднюю ось, снять колесо, отвернуть колпак, расшплинтовать и отвернуть гайки, снять ступицы, промыть и осмотреть подшипники. Если на них имеются трещины или они сильно изношены - заменить; затем заполнить ступицу смазкой и установить на место, установить шайбу и завернуть гайку до отказа, а затем отвернуть ее на 1/8 оборота. Колесо должно вращаться свободно, без заедания и люфта. После проверки гайку нужно зашплинтовать и завернуть колпак.

Для регулировки подшипников задних колес необходимо выполнить те же операции, что и для регулировки передних колес, за исключением того, что вместо колпака нужно отвернуть гайки шпилек полуосей и вынуть полуоси и вместо удаления шплинта отвернуть контргайку и вынугь стопорную шайбу. Правильность регулировки подшипников окончательно проверяется по нагреву ступиц колеса при движении. После нормальной регулировки зазор в подшипниках устанавливается в пределах 0,02- 0,08 мм. Если затяжка подшипников была слишком сильной, после пробега примерно 10 км ощущается сильный нагрев ступицы.

Во время технического обслуживания или ремонта автомобиля необходимо тщательно проверять состояние защитных чехлов подвижных узлов подвески. При наличии на деталях подвески, расположенных под кузовом, следов задевания за дорожные неровности следует убедиться в отсутствии на них трещин и повреждений.

Смазка подшипников. Заполнять подшипники смазкой необходимо при вытекании смазки через поврежденный сальник или ухудшении ее качества после длительной эксплуатации автомобиля. Для замены смазки нужно отвернуть болты, отвести в сторону суппорт и снять колпак ступицы, не отсоединяя шланг под-

Вода жидкости. Далее необходимо снять колесо, отвернуть регулировочную гайку подшипников ступицы, снять ее шайбу. Осторожно снять ступицу с тормозным диском, подшипниками и сальником, промыть внутреннюю полость ступицы и подшипники керосином и, если сальник поврежден, заменить его. За поворотную цапфу установить внутреннее кольцо внутреннего подшипника, заложить в сепараторы подшипников и во внутреннюю полость ступицы смазку, равномерно распределив ее по всей полости ступицы. Установить ступицу на цапфу, установить внутреннее кольцо наружного подшипника, надеть шайбу и завернуть новую регулировочную гайку, которую после снятия всегда заменяют. Затем регулируют зазор подшипников ступицы. Перед установкой колпака ступицы нужно в него заложить смазку.

План - конспект

урока производственного обучения

Тема: Техническое обслуживание автомобилей.

Тема урока: Техническое обслуживание механизмов и деталей ходовой части автомобилей.

Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия по техническому обслуживанию механизмов и деталей ходовой части автомобилей.

Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала.

Тип занятия – урок изложения нового материала.

2. Основная часть занятия – 70 мин.

Учебные вопросы:

    Основные неисправности механизмов и деталей ходовой части автомобилей.

    Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании механизмов и деталей ходовой части автомобилей.

1. Неисправности ходовой части .

В результате перегрузки и неосторожной езды рама может погнуться, в ней могут появиться трещины и расшатываться заклепки. Раму ремонтируют в мастерской, погнутую раму правят, расшатавшиеся заклепки и детали рамы, имеющие трещины, заменяют.

К основным неисправностям передней и задней осей относятся: погнутость передней оси, износ шкворней и шкворневых втулок, неправильная регулировка или износ подшипников, поломка подшипников, разработка мест посадки обойм подшипников, срыв резьбы шпилек полуосей. Погнутая передняя ось, изношенные шкворни и втулки, неправильная регулировка или износ подшипников ступиц колес приводят к неправильной установке колес, в результате чего затрудняется управление автомобилем и

повышается износ шин, что отрицательно сказывается на безопасности движения, погнутую ось необходимо править, изношенные шкворни, втулки и подшипники колес заменить.

Подшипники передних колес регулируют в следующей последовательности: поднимают и устанавливают на козлы переднюю ось, снимают колесо, отвертывают колпак, расшплинтовывают и отвертывают гайки, снимают ступицы, промывают и осматривают подшипники (если есть трещина или значительный износ, подшипники заменяют), наполняют ступицу смазкой и устанавливают на место, устанавливают шайбу и завертывают гайку до отказа, а затем отвертывают на 1 / 8 оборота. Колесо должно вращаться свободно, без заедания и не иметь люфта. После проверки гайку шплинтуют и завертывают колпак.

На грузовых автомобилях подшипники задних колес регулируют в той же последовательности за исключением того, что вместо колпака нужно отвернуть гайки шпилек полуосей и вынуть полуоси, а вместо удаления шплинта нужно отвернуть контргайку и вынуть стопорную шайбу. Неисправные ступицы колес сдают в ремонт или заменяют новыми. Езда с неисправными ступицами может привести к аварии.

В результате длительной работы листы рессоры частично теряют упругость, изнашиваются пальцы и втулки. При неосторожной езде ломаются листы рессор. Рессоры, потерявшие упругость, прогибаются больше обычного, в результате чего покрышки трутся о кузов и быстро изнашиваются. Кроме того, такие рессоры легко ломаются.

Движение автомобиля с поломанной рессорой может привести к перекосу моста и затруднению управления. Рессору, потерявшую упругость или с поломанными листами, заменяют.

В амортизаторе изнашиваются сальники, шарнирные соединения, клапаны и пружины. В результате износа сальников жидкость вытекает и работа амортизатора резко ухудшается. Неисправный амортизатор нужно сдать в ремонт.

В результате неосторожной езды в колесах могут быть погнуты диски или ободья. При незатянутых шпильках и гайках колес отверстия дисков под шпильки крепления изнашиваются и диски приходят в негодность. Неисправные колеса сдают в ремонт. Езда с неисправными колесами опасна.

Неисправности шин. Пробоины или проколы покрышек острыми предметами, расслоение каркаса, отслоение протектора, разрушение бортового кольца, прокол или разрыв камер - все эти дефекты, как правило, результат неосторожной езды, несоблюдения норм давления воздуха в шинах и невыполнения правил обслуживания автомобильных шип Для ремонта шин в пути на автомобиле должна быть аптечка.

Поврежденную шину необходимо снять и тщательно проверить. Застрявшие гвозди и другие предметы нужно удалить. При больших пробоинах в покрышке необходимо поставить манжету, изготовленную из двух-трех слоев куска каркаса утильной покрышки или из куска ободной ленты. Поврежденную покрышку по возвращении в гараж нужно сдать в ремонт. Для восстановления протектора принимают шины, не имеющие расслоения каркаса и сквозных пробоин. Чтобы обнаружить небольшие проколы камеры, ее накачивают воздухом и погружают в воду. В месте повреждения будут выходить пузырьки воздуха.

Проколы или небольшие повреждения в пути можно заделать заплатой из резины. Участок камеры в радиусе 20...30 мм вокруг повреждения зачищают рашпилем или стальной щеткой и накладывают заплаты из сырой резины, накладывают чашечку с вулканизационным брикетом и зажимают струбциной (рис. 1). Брикет разрыхляют и зажигают, после полного сгорания брикета через 10… 15 мин отвертывают винт струбцины и вынимают камеру.


Рис. 1. Вулканизация камеры.

Временное заклеивание проколов камеры при отсутствии вулканизационных брикетов можно выполнить заплатой из утильной камеры, используя резиновый клей. Края заплаты срезают на конус. Заплату и участок камеры вокруг повреждения тщательно зачищают рашпилем или стальной щеткой, удаляют пыль, промывают бензином и просушивают, затем дважды промазывают резиновым клеем и просушивают после каждой промазки в течение 15. ..20 мин. После просушки заплату накладывают на поврежденный участок и прикатывают.

Неисправности наружной или внутренней резьбы вентиля исправляют плашкой или метчиком, а неисправный золотник заменяют. Вентиль должен быть закрыт колпачком для предохранения от попадания грязи.

2. Основные работы по техническому обслуживанию ходовой части.

ЕО. Проверить осмотром состояние рамы, рессор, подрессорников, амортизаторов, колес.

ТО-1. Проверить и, если нужно, отрегулировать подшипники ступиц колес; проверить и, если нужно, закрепить стремянки, пальцы рессор и гайки колес. Смазать (по графику смазки) пальцы рессор и шкворни поворотных цапф. Проверить состояние передней подвески автомобиля.

ТО-2. Проверить осмотром состояние балки переднего моста. Проверить и, если нужно, отрегулировать величину схождения

передних колес. При интенсивном износе шин проверить углы наклона шкворней и угол поворота передних колес. Проверить, нет ли перекоса переднего и заднего мостов (визуально).

Проверить состояние рамы и буксирного устройства, состояние рессор, закрепить хомутики рессор, стремянки, пальцы рессор.

Проверить состояние амортизаторов, дисков и ободьев колес.

Смазать (по графику смазки) шкворни поворотных цапф и пальцы рессор. Снять ступицы, промыть, проверить состояние подшипников и, заменив смазку, отрегулировать подшипники колес.

Схождение колес проверяют при помощи линейки или на стенде. Для проверки схождения колес линейкой автомобиль устанавливают на осмотровую канаву так, чтобы положение колес соответствовало движению по прямой. Линейкой замеряют расстояние между шинами или ободьями колес сзади передней оси; линейку размещают ниже оси колес (на высоте цепочек линейки) и отмечают мелом точки касания. Затем автомобиль перекатывают так, чтобы точки, отмеченные мелом, установились на той же высоте спереди, и опять замеряют. Цифра, указывающая разницу между первым и вторым замерами, является величиной схождения колес.

Во время осмотра, технического обслуживания и ремонта ходовой части необходимо выполнять правила техники безопасности. При установке рессор нельзя допускать проверки совпадения отверстий в рессоре и ушках кронштейна пальцами рук, так как это может привести к травме. Во время сборки рессоры после смазки нужно правильно закрепить ее в тисках, чтобы листы, распрямляясь, не нанесли травмы,

Основные работы по техническому обслуживанию шин.

ЕО. Очистить шины от грязи и проверить их состояние.

ТО-1. Проверить состояние шин, удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между сдвоенными шинами, давление воздуха в шинах и, если нужно, подкачать в них воздух.

ТО-2. Осмотреть шины, удалив застрявшие предметы в протекторе. Проверить давление воздуха и привести его к норме. Переставить колеса в соответствии со схемой. Поврежденные шины сдать в ремонт. Исправность шин является обязательным условием безопасной работы водителя на линии. Отсутствие протекторного рисунка ухудшает тормозные возможности автомобиля, поэтому запрещается использовать шины с изношенным рисунком протектора.

Обязательным условием эксплуатации автомобиля является также надежность шин. Пробоины, а также загнивший каркас могут привести к разрыву шины при движении автомобиля и аварии. Езда на полуспущенных шинах, помимо их быстрого износа, является опасной из-за увода автомобиля в сторону.

Контрольные вопросы.

    Перечислите основные неисправности рамы.

    Перечислите основные неисправности рессор.

    Перечислите основные неисправности амортизаторов.

    Перечислите основные неисправности колес и шин.

    Перечислите основные работы, проводимые при ЕО ходовой части автомобилей.

    Перечислите основные работы, проводимые при ТО - 1 ходовой части автомобилей.

    Перечислите основные работы, проводимые при ТО - 2 ходовой части автомобилей.

    Перечислите основные работы, проводимые при ЕО, ТО – 1 и ТО – 2 шин автомобилей.

Обслуживание ходовой части заключается в проверке состояния шин и крепления дисков колес, амортизаторов и рессор, в смазке подшипников, втулок, шарнирных соединений штанг и доливке жидкости в амортизаторы, в регулировке подшипников, схождения передних колес и углов установки шкворней и шарниров толкающих и реактивных штанг.

Проверка

Проверка состояния шин включает внешний осмотр их и замер внутреннего давления шинным манометром. На автомобилях, имеющих систему регулирования давления в шинах, проверяют герметичность всей системы: при давлении в шинах 3,5 кг/см 2 , открытых шинных и запорных кранах и среднем положении рычага центрального крана падение давления в системе за 12-часовую стоянку не должно превышать 1 кг/см 2 . О креплении дисков, рессор и амортизаторов судят по наличию и затяжке гаек.

Смазка

Смазку пальцев рессор, установленных в стальных или в бронзовых втулках, рычагов передней подвески и шарниров штанг задней подвески производят солидолонагнетателем через масленки, ввернутые в пальцы и головки штанг (крышки шарниров), до выхода масла через зазоры.

Для смазки подшипников колес полость ступицы, снятой с цапфы, заполняют смазкой УТВ (1 - 13). При установке головки подвода воздуха необходимо смазать ее и до присоединения воздухопровода продуть магистраль воздухом.

Подшипники шкворней и шарниры равных угловых скоростей смазывают карданной смазкой AM через масленку в верхней крышке до выхода масла через контрольное отверстие в шаровой опоре, закрытое пробкой.

Подшипники сдвоенного шарнира привода передних колес автомобиля МАЗ-502 смазывают через масленки трансмиссионным маслом, а подшипники шкворней - солидолом через масленки на крышках.

Ступицу задней подвески заполняют трансмиссионным маслом до уровня заливного отверстия в крышке.

Рессорные листы смазывают графитной смазкой УСс-А. Для этого освобождают хомутики, раскрывают чехлы (на легковых автомобилях), ослабляют гайки стремянок и разгружают рессоры, вывешивая раму. Смазку вводят в промежутки между листами тонкой стальной пластиной или при помощи устройства для антикоррозийного покрытия, выпускаемого трестом ГАРО.

Рычажные амортизаторы заполняют веретенным маслом АУ через отверстие в корпусе, закрытое пробкой, не снимая их. Чтобы удалить воздух из каналов и полостей, необходимо отъединить стойку и покачивать рычаг амортизатора до появления сопротивления. При подтекании масла через сальник вала кулака последний можно подтянуть гайкой.

Телескопические амортизаторы заполняют маслом после сня-тия и разборки. В каждый амортизатор заливают определенное количество масла.

Регулировка

Подшипники ступиц колес регулируют, затягивая гайки креп-ления подшипников, после снятия фланца, головки подвода воз-духа и вывешивания колеса. Гайку сначала затягивают так, чтобы колесо после толчка рукой сразу остановилось, а затем отпускают на одну - две грани. После регулировки колесо должно вращаться свободно и не иметь осевого люфта.

Схождение передних колес проверяют, замеряя расстояние между ободами колес впереди и сзади оси на ее уровне специальной линейкой ГАРО. Линейку необходимо устанавливать в одни и те же точки обода; поэтому на нем делают метки и при переста-. новке линейки перекатывают автомобиль или вращают вывешенные колеса. Регулируют схождение, вращая наконечники на концах поперечной рулевой тяги после их разъединения с поворотными рычагами.

Натяг конических подшипников шкворней поворотных цапф регулируют прокладками 2 (рис. 99), расположенными между крышками и корпусом.

Для устранения люфта корпуса удаляют прокладки равной толщины из-под верхней 1 и нижней 4 крышек. Правильность регулировки определяют по усилию, необходимому, чтобы повернуть корпус за конец поворотного рычага. При снятых сальниках, вынутом шарнире равной угловой скорости и отъединенной поперечной тяге усилие, замеренное динамометром 3, для автомобилей ГАЗ и ЗИЛ должно составлять 2,25 - 2,75 кг .

Упорный подшипник 12 (рис. 92) поворотной цапфы автомобиля КрАЗ-214 регулируют, ввертывая крышку 11 (верхний шкворень должен быть ниже плоскости разъема корпуса и крышки цапфы на 0,5 мм).

Развал колес и наклон шкворней замеряют специальным угломером. Чтобы отрегулировать наклоны шкворня на автомобиле М-21 "Волга", изменяют наклон стойки 4 (рис. 97), вращая втулки 16 на верхнем пальце 3 (изменяется наклон шкворня назад) и на "ижнем пальце 15 (изменяется наклон шкворня вбок).

После регулировки наклонов шкворней необходимо проверить развал и схождение колес. Шарниры штанг задней подвески автомобиля КрАЗ-214 регулируют пробками 28 (рис. 96): расшплинтовать пробку, завернуть ее до отказа и затем отвернуть так, чтобы можно было вставить шплинт в ближайшее отверстие на головке штанги 7.

Чтобы устранить осевой люфт ступицы задней подвески, завертывают гайку 20 до отказа и затем отвертывают ее на 1 / 6 - 1 / 4 оборота.

Зазоры между рычагом 18 (рис. 94) и клапанами 13 и 16 центрального крана управления при среднем положении рычага 26 должны быть 0,5 мм. Регулируются зазоры вращением винта на конце рычага 18, а также вращением наконечника тяги 25.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Зарядное устройство для шуруповерта Аналоговые устройства со встроенным блоком питания Зарядное устройство для шуруповерта Аналоговые устройства со встроенным блоком питания Распространенные неисправности блоков питания Распространенные неисправности блоков питания Делаем своими руками зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из бп компьютера и ноутбука Переделка бп ноутбука в зарядное устройство Делаем своими руками зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из бп компьютера и ноутбука Переделка бп ноутбука в зарядное устройство